Вторник
21.11.2017
00:08
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Вселенная-Человек
Главная Регистрация Вход
Саади Ширази - Форум »
[ Новичкам сюда! · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Разное » Вознесенные Владыки » Саади Ширази
Саади Ширази
chloeДата: Суббота, 17.04.2010, 09:03 | Сообщение # 1
Звездний ельф
Группа: Модераторы
Сообщений: 767
Статус: Offline
Саади Ширази - персидский писатель и мыслитель. Более 20 лет странствовал в одежде дервиша. В песнях, газелях, касыдах, кит'а, посланиях-поучениях, притчах, "наставлениях царям" ставил сложные религиозные, философские и этические вопросы, проповедуя соответствующие образцы поведения. Всемирно известны его любовная лирика, поэма "Бустан" (1257), носящая характер философского поэтического трактата, и сборники притч (в прозе и стихах) "Гулистан" (1258), в которых Саади представил жизнь, быт и практическую мудрость людей своей эпохи.

Афоризмы: Саади

* "Коль ты о людях говоришь плохое,
пускай ты прав-нутро в тебе дурное".
* В дерево, которое не дает плодов, никто не бросает камней.
* Должно ли жаловаться на прекрасный небесный свет только потому, что летучие мыши не могут выносить лучей солнца? Лучше пусть тысячи летучих мышей ослепнут, чем ослабнет из-за них солнечный свет.
* Должно ли жаловаться на прекрасный небесный свет только потому, что летучие мыши не могут выносить лучей солнца? Лучше пусть тысячи летучих мышей ослепнут, чем ослабнет из-за них солнечный свет.
* Думать, что бессильный враг не может вредить, - это думать, что искра не может произвести пожара.
* Коль можешь миром покорить страну,Не затевай напрасную войну.
* Прежде думай, потом говори. Но остановись прежде, чем тебе скажут "довольно". Человек выше животного способностью речи, но он ниже его, если употребляет ее не должным образом.
* Приятные манеры составляют добродетели придворных и почти пороки мудреца.
* С чем сравнить язык в устах человека? Это ключ сокровищницы. Когда дверь заперта, никто не может знать что там: драгоценные камни или только ненужный хлам.
* Тот, кто не желает поднять упавшего, пусть страшится упасть сам, ибо, когда он упадет, никто не протянет ему руку.
* Умен ты или глуп, велик ты или мал,
Не знаем мы, пока ты слова не сказал.

 
chloeДата: Суббота, 17.04.2010, 09:04 | Сообщение # 2
Звездний ельф
Группа: Модераторы
Сообщений: 767
Статус: Offline
Бустан (плодовый сад) – книга из 9 глав, каждая из которых содержит рассказы, притчи и философские рассуждения, иллюстрирующие сентенции автора по поводу того, каким должен быть идеальный правитель. саади призывает правителей быть гуманными к своим подданным и следить, чтобы лучшие качества проявляли и люди из его окружения – чиновники, слуги и военачальники, иначе его великодушие и доброта принесут только вред. эти размышления проиллюстрированы примерами в виде рассказов и притчей.

Гулистан (розовый сад) состоит из 8 глав – аспектов житейской мудрости. эти главы – о жизни царей, о нравах дервишей, о преимуществах довольства малым, о преимуществах молчания, о любви, о молодости, о влиянии воспитания, о правилах общения. главы содержат рассказы, написанные прозой и саджем (рифмованной прозой), и заканчиваются стихотворными вставками. рассказы и приключения взяты из жизни саади, его путешествий и наблюдений. эта веселая и поучительная книга служит и школьным учебником, и книгой развлекательного чтения, в ней много остроумных парадоксов, замечаний и юмора. ее задача – пробудить у людей стремление к мудрости и здравому смыслу как основе жизни в обществе.

собственный опыт странничества и размышлений о сущем придавали произведениям этого персидского мыслителя ту меру просветленности, которая делала их одновременно мудрыми, прозрачными и изящными по форме. бустан и гулистан были чрезвычайно популярны на востоке, являя собой образец того, какой может быть эстетика жанра мудрых рассуждений как особого литературного направления, впоследствии весьма популярного в литературе персидской, тюркской и индийской. европейцы познакомились с творчеством саади в 17 в., его поэзией восхищался гете. общечеловеческий гуманный характер творчества саади, желание познать «меру вещей» и привить здравый смысл и сочувствие к ближним в виде общего стандарта взаимоотношений между людьми делает его произведения популярными и сегодня.

 
chloeДата: Суббота, 17.04.2010, 09:05 | Сообщение # 3
Звездний ельф
Группа: Модераторы
Сообщений: 767
Статус: Offline
из книги «Бустан»
о любви, любовном опьянении и безумстве.

«Пусть я сгорю! ведь я люблю… ты знаешь..
а ты что плачешь и о чем рыдаешь?»
свеча ему: «о бедный мотылек!
воск тает мой, уходит, как поток.
а помнишь, как ушла ширин-услада,
огонь ударил в голову фархада».
и воск, подобный пламенным слезам,
свеча струила по своим щекам.
«любви искатель! вспыхнув на мгновенье,
сгорел ты. где же стойкость? где терпенье?
в единый миг ты здесь спалил крыла,
а я стою, пока сгорю дотла.
ты лишь обжегся. но, огнем пылая,
вся – с головы до ног – сгореть должна я!»
так, плача, говорила с мотыльком
свеча, светя нам на пиру ночном.
но стал чадить фитиль свечи. и пламя
погасло вдруг под чьими-то перстами.
и в дыме вздох свечи услышал я:
«вот видишь, друг, и смерть пришла моя!»
ты, чтоб в любви достигнуть совершенства,
учись в мученьях обретать блаженство.
не плачь над обгоревшим мотыльком –
с любимой он слился, с ее огнем.
под ливнем стрел, хоть смерть неотвратима,
не выпускай из рук полу любимой.
не рвись в моря – к безвестным берегам,
а раз поплыл, то жизнь вручи волнам!

перевод В. Державина
 
Форум » Разное » Вознесенные Владыки » Саади Ширази
Страница 1 из 11
Поиск:


Copyright MyCorp © 2017